АРБ-7

Автогудронатор АРБ-7 предназначен для перевозки нефтяных битумов (имеющих температуру вспышки не ниже 2200С) в жидком состоянии с температурой +160…2000С и битумных эмульсий (имеющих температуру вскипания +960С) (№ ООН 3257) и распределения их по ширине дорожного покрытия при строительстве и ремонте автомобильных дорог и аэродромов при атмосферной температуре воздуха + 4-500С. Область применения автогудронатора – дорожные хозяйства по строительству и ремонту автомобильных дорог.

В состав автогудронатора АРБ-7 входят:

  • шасси;
  • цистерна (термоизолированная);
  • система подогрева битума в цистерне (топливная);
  • электрооборудование;
  • гидрооборудование;
  • пневмосистема;
  • шиберное запорное устройство (шибер);
  • коммуникация с распределителем битума;
  • лестница и площадка оператора;
  • ящики для инструмента с принадлежностями и песка.




Цистерна представляет собой сварную конструкцию эллиптического сечения, изготовлена из листовой стали. Для временного сохранения битума в жидком состоянии, ёмкость термоизолирована теплоизоляционными матами. Для подогрева битума, в цистерне установлены жаровые трубы. Выходные концы труб у задней стенки соединяются с дымовыми трубами, выходящими в дымовую коробку.

Цистерна имеет одну заливную горловину, вокруг которой оборудована площадка с установленной на ней подходной лестницейЗаливная горловина (люк) снабжена крышкой (с дыхательным отводом), сетчатым фильтром.

Для определения степени заполнения цистерны, на передней стенке установлен поплавковый указатель уровня. Он состоит из поплавка, закреплённого на валу, стрелки и шкалы. Шкала указателя уровня имеет три отметки 0, 1/2 и П. В конструкции поплавкового указателя вмонтирован концевой выключатель, который подает сигнал о выключении автоматической горелки при недопустимо низком уровне битумного материала в цистерне.

Контроль за температурой битума осуществляется по термометрам, которые закреплены на передней и задней стенках цистерны. Кроме этого на задней стенке устанавливается программируемый датчик температуры (термопара). При достижении заданной оператором на пульте управления максимальной температуры срабатывает реле (датчик) измерителя-регулятора температуры и горелка отключается.

Для слива битума из цистерны и подачи его в коммуникации и на распределитель автогудронатор оборудован шиберным запорным устройством.

Для временного сохранения битума в жидком состоянии автогудронатор оборудован системой подогрева, которая обеспечивает температуру битумных материалов в цистерне 100С...1500С.

В состав системы подогрева входят: баки топливные и бак для воздуха; две стационарные горелки (каждая горелка работает автономно) или одна горелка в зависимости от исполнения автогудронатора; трубопроводы, которые транспортируют топливо и воздух к горелкам; дымовые трубы, через которые выводятся продукты сгорания дизельного топлива; переносная горелка, предназначенная для разогрева битума в системе слива.

Стационарная горелка состоит из корпуса, в который посажено сопло, подогревателя – испарителя, направляющей трубы и рассекателя.

Топливный бак состоит из корпуса; заборного устройства, снабжённого фильтром тонкой очистки топлива, манометра.

Для работы стационарной горелки необходимо произвести подачу топлива и воздуха на её корпус. Теплота, выделяемая при сгорании горючей смеси, через стенки жаровой трубы подогревает битумные материалы в цистерне. Продукты сгорания, пройдя через всю жаровую трубу и дымоход, выводятся в атмосферу через дымовую коробку.

Коммуникация битумная предназначена для соединения цистерны с распределителем. По ней горячий битум подаётся на форсунки распределителя и состоит из следующих узлов: крестовин подачи и выдачи, битумного шестеренного насоса, трубопроводов (напорного, выдачи и циркуляции), двух трёхходовых кранов и крана сливного.

Распределитель состоит из трех частей: центрального, левого и правого распределителей. Каждый из них представляет собой двуполую трубу квадратного сечения с наваренными на неё форсунками (с двумя соплами и одной пробкой на каждой). В её корпусе имеется канал, соединяющий отверстия, в которые посажены сопла и пробка, последняя служит для открытия-закрытия сопел. Отверстия на свариваемых стенках в торцевых концах боковых распределителей позволяют осуществить циркуляцию битумного материала по всему распределителю.

Механизм управления открытия-закрытия представляет собой тягу с рычагами, установленными на пробках. Тяга приводится в движение при помощи пневмоцилиндра, установленного на квадратную трубу центрального распределителя. Тяги правого и левого распределителей соединяются с центральными осями, которые шплинтуются.

Соединение (разъединение) центрального распределителя с правым и левым осуществляется посредством поворота стыковочных фланцев на 1800. В транспортном положении левый и правый распределители устанавливаются в вертикальное положение и крепятся болтами и гайками. Для работы на дорогах производят откидывание боковых распределителей в горизонтальное положение. Подъём (в транспортное положение) и опускание (в рабочее положение) всего распределителя осуществляется механизмом подъёма путём вращения рукоятки, соединённой с винтом, перемещающимся по гайке, вваренной в нижний стакан. Для подъёма (опускания) распределителя необходимо поочерёдно крутить правую и левую ручки или производить одновременное вращение двумя ручками. Процесс распределения битума по поверхности дорожного покрытия и подача битума из цистерны в коммуникации производится принудительно посредством гидрооборудования.

Гидрооборудование, устанавливаемое на машину состоит из: гидробака, блока гидрораспределителей, гидромотора, масляного фильтра и рукавов высокого давления.

Гидромотор, приводящий в движение битумный насос, работает от гидронасоса шасси. Двигатель шасси через раздаточную коробку приводит в работу гидронасос, а он в свою очередь - гидромотор автогудронатора и битумный насос.

Пневмосистема представляет собой сеть трубопроводов, подсоединённых к одному из ресиверов шасси, состоящая из трубопроводов, клапанов предохранительных пневматических, пневмоцилиндра распределителя, пневмокамеры, вентилей, колодки распределительной и штуцеров соединительных и предназначена для работы распределителя (открытие - закрытие форсунок, распределение битума по поверхности) и топливной системы.

Одна её ветвь идёт на работу топливной системы, другая – к распределителю и работает на открывание (закрывание) пневмокамеры, которая переводит левый трёхходовой кран коммуникации из одного положения в другое, тем самым переводя циркуляцию битума с малого круга на большой (автоматически из кабины), а также приводит в движение тяги, работающие на открывание (закрывание) форсунок и распределение битума по поверхности.

Электрооборудование автогудронатора предназначено для дистанционного включения световой сигнализации и светотехнических приборов, а также управления работой исполнительных механизмов (КОМ, гидроблока управления битумным насосом, распределителя битума, жидкотопливной горелки). Электрооборудование состоит из автоматической системы управления, светотехнических приборов, маяка проблескового (устанавливается заводом при отсутствии на шасси), пневмоэлектроклапанов включения (отключения) пневмоцилиндра распределителя битума, пневмокамеры, работающей на поворот трёхходового крана, включения коробки отбора мощности.

Управление всеми исполнительными механизмами автогудронатора осуществляет водитель через электронный пульт управления.

Для безопасности обслуживающего персонала в системе установлены датчики блокировки работы гидрооборудования. На базовом шасси установлены проблесковый маяк, а также два огнетушителя: спереди, возле кабины, и сзади на площадке.

В целях избежания перегрева системы и угрозы пожарной опасности установлены датчики температуры расположенные в цистерне, которые блокируют работу системы в случае превышения допустимой температуры битумного материала. Автоматическая горелка включает датчики отсекания топлива в случае затухания пламени, не стабильной подачи топлива и других неисправностей. Датчик уровня битума блокирует работу горелки в случае снижения уровня битумного материала ниже допустимого.

По предварительному согласованию возможна автоматическая комплектация, при которой разлив вяжущего материала не зависит от скорости движения базового шасси и остается в пределе, заданном на электронном пульте оператора.

Технические характеристики.

Наименование характеристикиЕд. измеренияЗначение
Модель и наименование шасси-МАЗ-5337
Габаритные размеры, не более:
- длинамм8500
- ширинамм2500
- высотамм3300
Масса автогудронатора:
- снаряженнаякг9000
- полнаякг16000
Цистерна-эллиптического сечения, термоизолированная
Вместимость цистерным3(л)7(7000)
Способ наполнения цистерны-заправочными средствами баз и складов через заливной люк или собственным насосом через боковой приёмный патрубок
Насос битумный, подача при розливем3/с(л/мин)0,16(840)
Способ подогрева битума в цистерне-стационарной автоматической горелкой через жаровую трубу
Контроль температуры битумного материала в цистерне-автоматический (контролируется термостатом по заданным программам)
Применяемое топливо для подогрева битума-дизельное
Расход топлива двумя горелками, не болеекг/ч18 +-0,5
Суммарная вместимость топливных баков горелок, не менеел40 +-2
Подача топлива к горелкам-сжатым воздухом от пневмосистемы автомобиля
Скорость подогрева битумного материала в цистерне при начальной температуре +80С, не менее0С/ч15
Снижение температуры битума за 1час работы, не более, % от перепада температур окружающего воздуха и битума в цистерне:
- на стоянке%3 +-0,5
- при транспортировке%4 +-0,5
Габаритные размеры оборудования смонтированного на трактор в рабочем положении, не более:
- автоматическая-Заднерасположенная с принудительной передачей битума к распределителю битумным насосом
- распределитель-циркуляционного типа с запорными соплами
- ширина распределениям0,2 - 4
- интервал изменения ширины распределениям0,2
- норма розливал/м20,5 - 3
Управление производительностью битумного насоса-электрогидравлическое (управление производится с пульта, расположенного в кабине базового шасси)
Разогрев битума в коммуникации-переносной горелкой
Скорость автогудронатора:
- рабочаял/м26 - 20
- транспортнаял/м260
Обслуживающий персоналл/м21