Синергия холдингов

"Росбелавто" станет российским холдингом?

Российско-белорусские переговоры о создании автохолдинга "Росбелавто" с включением активов белорусского ОАО "МАЗ" и российского "КамАЗ" продолжаются, при этом российская группа "ГАЗ" претендует на 25% акций минского автозавода. Об этом 17 августа заявил на пресс-конференции генеральный директор ОАО "МАЗ" Александр Боровский.

Согласно ранее озвученным планам белорусской стороны, предполагалось создать совместный автохолдинг на базе белорусского ОАО "МАЗ" и российского "КамАЗ": весной представители предприятий принципиально договорились, что в "Росбелавто" будут включены по 48% акций каждого предприятия. Завершению сделки мешало отсутствие независимой оценки оценка активов МАЗа - российская сторона подозревала белорусских госоценщиков в завышении стоимости госактива.

В то же время власти Белоруссии продолжали поиск альтернативных покупателей активов минского автозавода, госСМИ Белоруссии периодически распространяли информацию о потенциальных инвесторах из Венесуэлы и других стран. Кроме того, правительство Белоруссии не отказало российской "Группе "ГАЗ" в приобретении 25% акций ОАО "МАЗ".

Боровский 17 августа заявил о том, что оценка активов МАЗа не закончена - пока лишь белорусская сторона определилась с компанией, которая будет проводить оценку активов белорусского госактива. Он сообщил также, что Совмин Белоруссии рассматривает продажу "Группе "ГАЗ" 25% акций ОАО "МАЗ" одновременно с созданием автохолдинга "Росбелавто".

По мнению гендиректора, следует пойти на создание автохолдинга и удовлетворить запрос "ГАЗ". Таким образом, гендиректор признал, что доминировать в будущем холдинге будут российские компании. "Это будет российский холдинг", - сказал он. Однако, отметил Боровский, решение будет приниматься руководством республики (Советом министров) и будет зависеть от итогов оценки ОАО "МАЗ". "Как только мы получим оценку - решение будет принято", сказал он, отметив, что итогов следует ждать к концу года.

Напомним, что 15 февраля глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов сообщил о письме с предложением белорусской стороне объединить активы КамАЗа и МАЗа: "Белоруссия получит пакет акций в КамАЗе, будет проведена небольшая допэмиссия и доли участников немного размоются". В акциях КамАЗа Ростехнологии владеют пакетом 49,9%, "Тройка Диалог" владеет долей 27,26%, концерн Daimler - 11%, ЕБРР - 4%.

Вскоре, 16 февраля первый заместитель премьер-министра Белоруссии Владимир Семашко сообщил, что Белоруссия приняла предложение российской компании "Ростехнологии" и согласилась на создание российско-белорусской холдинговой компании "Росбелавто", которая объединит активы МАЗа и КаМАЗа. "Мы договорились о том, что на конкурсной основе определим независимую оценочную компанию, которая оценит рыночную стоимость как российских, так и белорусских предприятий", - сказал Семашко. - "Потом взвесим на весах проценты, как гири, чтобы выйти на паритет - там $1 млрд. и здесь $1 млрд. стоимость акций". Помимо МАЗа в холдинг могут быть включены "Белшина", БАТЭ и другие предприятия.

Позднее, 19 февраля (возвратившись из отпуска в Сочи) Александр Лукашенко заявил, что перспектива объединения МАЗа с российскими предприятиями - "это чистой воды инсинуация и вброс". Он также отметил: "Сегодня россияне говорят, что МАЗ ничем не уступает КамАЗу, а значительно его превосходит". Он также заявил о готовности вхождения других стран в активы минского автозавода: "Люди хотят покупать белорусские МАЗы. И еще один факт: Венесуэла не имеет таких производств. И мне Чавес год тому назад говорит: Александр Григорьевич, я хочу купить у вас там часть акций. Вот деньги - я хочу. Я ему ответил (и притом хорошие деньги давал): "С большим удовольствием. Кому-кому, но венесуэльцам, которые нам ни политических, ни каких условий не выставляют, не пытаются нас наклонить, что плохо? Но я ему поставил условие: Уго, ты должен быть оплотом в Латинской Америке, чтобы обосновались там, кстати, мы строим там, уже построили там сборочное производство, чтобы мы торговали в Центральной Америке и в Латинской Америке. Он с этим согласился. Бразильцы под это подтягиваются".

Весной 2011 года в Минске состоялись переговоры о судьбе "Росбелавто", в которых участвовали как представители предприятий, так и главы правительств. О том, что объединение Камского и Минского автозаводов повысит конкурентоспособность предприятий и создаст новые рабочие мета заявил премьер-министр России Владимир Путин в Минске во время расширенного совещания с председателем Совмина Белоруссии Михаилом Мясниковичем. О своей поддержке идеи создания холдинговой компании "Росбелавто" Путин заявил 15 марта Александру Лукашенко. Премьер России заявил: "Это заметный шаг в рамках интеграционных процессов двух стран применительно к реальному сектору экономики".

В ходе переговоров 5 мая в Минске между представителями ОАО "МАЗ" и ОАО "КамАЗ" не было достигнуто конкретных договоренностей. Российская делегация была представлена генеральным директором ОАО "РТ-Авто" госкорпорации "Ростехнологии", генеральным директором ОАО "КамАЗ"Сергеем Когогиным, а также представителями камского автозавода и экспертами. С белорусской стороны выступили первый заместитель министра промышленности Иван Демидович, генеральный директор ОАО "МАЗ" Александр Боровский, чиновники различных ведомств.

Как сообщало ИА REGNUM, Александр Лукашенко неоднократно заявлял о том, что без его личного участия не может быть приватизирован ни один крупный госактив.

Напомним также, что в Белоруссии продолжается экономический кризис, сопровождающийся резким падением курса белорусского рубля (до 8 тыс. бел. руб. на черном рынке), ростом отрицательного сальдо внешней торговли, резким падением доходов населения (в долларовом эквиваленте). Правительство Белоруссии не смогло привлечь иностранные инвестиции и получить достаточный объем внешних заимствований.

Также напомним, 5 августа глава Сбербанка Герман Греф сообщил о том, что Сбербанк РФ и Deutsche Bank предоставят ОАО "Беларуськалий" кредит в $2 млрд под обязательства экспортных контрактов и залог в виде 35% акций белорусского предприятия. По мнению белорусских экспертов, данная сделка является вынужденной для белорусских властей, не имеющих возможности привлечь внешние заимствования.

Печатные издания