В Беларуси начали собирать "ГАЗы", от которых отказываются в России


     С сентября на производственных площадях официального дистрибьютора ОАО "ГАЗ" - холдинга "БелГАЗавтосервис" в Колядичах идет сборка среднетоннажных автомобилей "ГАЗ-3307" и "ГАЗ-3309". Кому понадобится техника, от производства которой готовы отказаться в России, и как выглядит процесс сборки, решил выяснить AUTO.TUT.BY.
 


      Что такое отверточная сборка, мы уже проходили на примере иранских легковых автомобилей Samand, худо-бедно производимых в поселке Обчак, что под Минском, по-прежнему – в небольшом количестве (до конца 2012 года обещают собрать чуть более полутысячи машин). Проведя нас по производственным площадям, заместитель гендиректора по производству "БелГАЗавтосервис" Петр Новицкий озвучил более оптимистичные цифры – до конца года (за три месяца работы) будет собрано около 300 грузовиков, в следующем году ожидается расширение производства – в зависимости от спроса.


 
     "Сегодня на участке сборки автомобилей 3307 и 3309 - три поста, - начал рассказ Новицкий, - мощность производства – 60 машин в месяц. Полтора года назад мы пробовали собирать грузовики, однако процесс удалось запустить только сейчас, после подписания с группой "ГАЗ" соглашения о сборке среднетоннажных автомобилей".

 
     В Колядичи приходят шасси на колесах – без двигателя, коробки передач, карданной передачи и передних амортизаторов. Комплектующие – отдельно, по документации их 179. Крупные детали раскладываются по стеллажам – чтобы слесарь ничего не упустил из вида.

 
     "Сердце" грузовиков – двигатель 5231 производства Заволжского моторного завода и наш, 245.7 Е3, сделанный на родном ММЗ. Оба – стандарта Евро-3, от которого с момента вступления в ВТО начинают отказываться соседи, переходя на Евро-4. Для Беларуси двигатели все еще актуальны. "Они просты в конструкции, надежны и не требуют доработок при переходе на сжиженный газ, - объясняет Новицкий. – Но с начала следующего года мы тоже планируем перейти на Евро-4, испытания начнутся уже в конце года".

 
     Пока же дешевизна топлива для многих субъектов хозяйствования нашей страны становится определяющей при формировании автопарка. По просьбе клиента, на собранный в Колядичах грузовик может быть установлено газовое оборудование: баллоны со сжатым газом и сжиженным газом. Нюансы сотрудничества с компаниями-партнерами в настоящее время уточняются.
 
     Сборку грузовика осуществляют два мастера, требуемое время – от 8 до 16 часов. Первый этап – разборка подкапотного пространства. "Мастера снимают облицовку, капот, радиатор с охладителем, воздушную систему – освобождая место для двигателя", - рассказывает Новицкий.

 
     Поставив автомобиль на подъемник, монтируют двигатель, сцепление, коробку передач, подключают электрооборудование, датчики, свечи накаливания. Автомобиль заправляется маслами и охлаждающей жидкостью.

 
     Все операции вносятся в карту сборки, мастер расписывается за каждое выполненное действие. "После команды на запуск двигателя регулируется выжим сцепления и педали тормоза, проверяются усилия на рулевом колесе и педали тормоза, - объясняет Новицкий. - Если все сделано правильно, работник ОТК разрешает поставить машину на тормозной стенд для проверки тормозной системы автомобиля".



     Последняя стадия сборки – проверка всей бортовой системы с помощью компьютерной программы и программирование электронных блоков, управляющих работой двигателя. "Мы вводим определенные параметры и код, - говорит Новицкий, - не зная которого, нельзя обслужить машину на сервисной станции".
 


Гарантия на "ГАЗы", собранные в Беларуси, – 30 тысяч км пробега или год эксплуатации. Условие – обслуживание на фирменных СТО, которых сегодня в стране 19, стоимость автомобиля "ГАЗ 3309" – 198 миллионов рублей.
 


     На большинстве комплектующих штамп "Сделано в Беларуси", вот только поставки деталей – из Нижнего Новгорода. Договориться получать запчасти напрямую пока удалось только с ММЗ (мотор) и гродненским агрегатным заводом "Белкард" (карданная передача и передние амортизаторы). Поэтому и локализация автомобилей – менее 30 процентов. По словам Новицкого, "так будет, пока не наладим логистику, заключив договоры с нашими производителями, что позволит ускорить поставки комплектующих и сделать их более дешевыми".

 
     В планах – производство шасси: "Если "ГАЗ" перейдет на более современные модели грузовиков, работы по созданию шасси могут поручить филиалам наподобие "БелГАЗавтосервиса". Мы готовы взяться за эту работу и рассматриваем создание полноценной сборки, когда большинство позиций будет производиться у нас – даже устаревшие "ГАЗ 3307" и "ГАЗ 3309" продолжают интересовать потребителей. Около 40 произведенных машин на днях отгрузим Белкоопсоюзу, имеется интерес со стороны российских и украинских субъектов хозяйствования, особенно к автомобилям с фургоном".

 

     К моделям с более дорогими двигателями сограждане не готовы. "Доходит до абсурда, - уверяет собеседник. - На местах, где эксплуатируется техника, не проводится обучение водителей. Выезжая к ним по гарантии, убеждались – водители не знают, куда заливается масло и как проверить его уровень!"

 
     Сделанные в Колядичах грузовики подходят и по карману, и по уму; идут переговоры об открытии дополнительных линий сборки в регионах. Будет спрос – будут и новые объемы. Но это уже совсем другая история.

25 октября 2012 в 11:10
Елена Анкудо, фото автора, TUT.BY

Печатные издания